Меню сайта
Категории раздела
События [12]
Люди [1]
Поиск Ucoz

... Поиск Yandex или Google


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 см. также сайт САЗа
Главная » Статьи » События

... о том, как возвращали легендарный, именной самолет-истребитель Як-3 № 1712 на Родину.(Часть 3-6)

Часть 3. Долгая дорога домой.

     … В июле 2013 года , ветераны Саратовского авиационного завода, стертого с лица земли в 2012 году современными «менеджерами»,  собирали материалы для книги «Судьба ...» об истории завода.
    Директор Народного Музея истории Саратовского авиационного завода Аристархов Валентин Андреевич принес Бернадскому Александру Фридриховичу документы по самолету Як-3 зав. № 1712, статьи о нем.
     С этого момента и начался новый этап борьбы по возврату легендарного самолета Як-3 из США в Россию, в его родной город Саратов, где он был изготовлен и впервые поднялся в небо.
     Бернадский А.Ф. очень быстро, через интернет нашел этот самолет. По нему было масса сведений. Он находился в «Музее полетов» г. Санта-Моника, Калифорния, США. Судя по фотографиям, хозяин этого Музея сохранил наш легендарный самолет в прекрасном состоянии.
    Как ОКБ долгие годы не могло найти с лучшими в мире частными американскими детективами этот никуда не пропадавший самолет остается непонятно. Вернее, наоборот понятно. Самолет, видимо, и не искали...
    Ветераны САЗа, направили обращения к ряду должностных лиц, в т.ч. к губернатору Саратовской области Радаеву В.В.. В этих обращениях они просили принять меры по возврату Як-3 зав. № 1712  в Россию. Однако, адресаты их обращений, кроме пространных ответов, ничего более эффективного сделать либо не смогли, либо не захотели.
    В сентябре 2013 года ветераны САЗа направили обращение к депутату ГД РФ 6-го созыва от КПРФ Алимовой Ольге Николаевне. Обращение под названием «Вернуть великую реликвию — самолет Як-3 в Россию из Американского плена» было опубликовано в газете Коммунист-век XX-XXI (Саратовского обкома КПРФ) № 36 (778) от 12.09.2013 г.
    Алимова О.Н. направила депутатский запрос  Министру обороны РФ Шойгу С.К. и Министру иностранных дел РФ Лаврову С.В.
    Министр иностранных дел РФ Лавров С.В. Оперативно и эффективно взялся за решение вопроса по возврату легендарного самолета в Россию. Представители дипкорпуса России в США связались с Госдепом США и при его содействии провели переговоры с хозяином Музея  в Санта-Монике по возврату самолета Як-3 зав. № 1712 в Россию, о чем было сообщено Алимовой О.Н. в ноябре 2013 года.
    28.10.2013 г., в день открытия памятника убитому «Сартовскому авиационному завод» в сквере Авиастроителей, рядом с развалинами Великого Завода, на ОРТ в программе «Другие новости» вышел репортаж о реставрации первого именного самолета Ф.П. Головатого — Як-1Б зав. № 81110. В этом же репортаже показали сюжет из «Музея полетов» (Санта-Моника, Калифорния, США) о Як-3 зав. № 1712. (http://www.1tv.ru/news/other/244914)
    Вот выдержка из этой программы:
    «Как рассказывают историки, Головатый долго ходил по цехам, выбирая самый лучший, самый надежный самолет и лично вручил его саратовскому летчику Борису Еремину. ЯК-3 пролетал всю войну, а уже в 90-е каким-то образом попал за океан. Он и сейчас там - в музее авиации Санта-Моники.
    "Этим летом здесь было больше русских туристов, чем обычно. Они были удивлены, узнав ЯК-3 здесь, им было очень приятно. Они перевели мне надпись на борту. Русские гордятся этим самолетом", - говорит экскурсовод Стив Бениш.
    Замысловатые надписи гиду никак не даются, имя Феррапонт - для среднестатистического американца что-то запредельное. Даже историю экспоната Стив Бениш знает в основном по рассказам русских туристов. Здесь не афишируют, как советская реликвия оказалась у них, а на родине объясняют: никаких официальных бумаг на этот счет нет, скорее всего, его просто продали».
    В начале апреля 2014 г. Ольге Николаевне Алимовой ответил замминистра иностранных дел РФ С.А. Рябков. Выяснилось, что МИД привлек решению проблемы Госдеп США и, наконец, руководство музея Санта-Моники (Калифорния) «выразило готовность вернуть боевую реликвию в Россию». «Владелец музея признал правомерность наших претензий, но ссылался на то, что по истечении четырех лет, когда самолет мог экспонироваться согласно заключенному в 1991 г. контракту с OKБ имени А.С.Яковлева, российская сторона якобы не обращалась по поводу его возвращения. При этом он обязался передать ЯК-3 (№ 1712) в полной сохранности и надлежащей упаковке при условии, что расходы по транспортировке, включая страховку, оплатит российская сторона».
    Из письма выяснилось, что за самолетом полетит целая делегация во главе с Послом по особым поручениям, ответственным секретарем Российско-американской двусторонней Президентской комиссии В.Н.Винокуровым. В составе делегации будут специалисты Минпромторга РФ и представители компании правопреемника OKБ имени А.С.Яковлева – «Объединенная авиастроительная корпорации» (ОАК) и корпорации «Иркут».
    Участие представителей ОКБ в возвращении Як-3 зав. № 1712 было обусловлено рядом объективных причин, в т.ч. тем, что контракт на отправку в США этого самолета в 1991 году оформлялся этой организацией. В соответствии с таможенным законодательством контракт и все процедуры оформлялись в режиме временного вывоза, что подразумевало вывоз и последующий возврат самолета в оговоренный в контракте срок. Из обязательств ОКБ было выполнено только одно — вывоз, возврат в срок в 1994 году не был выполнен. Нарушение таможенного законодательства влекло привлечение виновника, а это ОКБ, к наказанию, вплоть до уголовного. Однако, по какой то причине таможенная служба не привлекла ОКБ к ответственности за нарушение таможенного законодательства. Для «закрытия» обязательств по контракту и было привлечено ОКБ.
    В мае 2014 года депутату ГД РФ Алимовой О.Н. поступила телеграмма от посла по особым поручениям Владимира Винокурова, который курировал вопрос возвращения реликвии в Россию из США.
    «...Как рассказала депутат госдумы Ольга Алимова, в телеграмме говорится, что руководство Музея авиации в Санта-Монике (США, Калифорния) подписало меморандум о порядке возвращения в Россию самолета ЯК-3...
    Как сказано в телеграмме, до июня 2014 года руководство Музея  Санта-Моники определит порядок возвращения самолета и финансирование его транспортировки.  Установлена подлинность самолета,  американская сторона конструктивно подошла к решению вопроса о возвращении легендарного ЯК-3 в преддверии празднования 70-летия победы над фашистской Германией.
– Я очень признательна работникам Саратовского авиационного завода Валентину Андреевичу Аристархову и Александру Фридриховичу Бернадскому, ведь без их настойчивости  легендарный самолет мог навсегда остаться в Америке. Также выражаю огромную благодарность работникам Министерства иностранных дел РФ,  сделавшим все возможное и невозможное для возвращения нашей реликвии на Родину, – подчеркнула Алимова». (http://www.business-vector.info/?p=13183)
    В середине ноября 2014 года «...Министр иностранных дел Сергей Лавров проинформировал депутата Госдумы  РФ Ольгу Алимову о достигнутых успехах - самолет Як-3 покинул порт Лос-Анджелеса 7 ноября в морских контейнерах.
    По данным Министра иностранных дел Сергея Лаврова, боевая реликвия будет доставлена водным путем в Санкт-Петербург в середине декабря. Министр отметил, что МИД объединил усилия с ОКБ им.Яковлева в урегулировании вопроса с американскими властями и владельцами музея Санта-Моника. Представители ОКБ встретят самолет в России, а далее Сергей Лавров выражает надежду, что боевая реликвия займет достойное место в одном из российских музеев военной авиации.
    – Я бесконечно благодарна МИД России и лично Сергею Лаврову, – сообщила нашему информагентству Ольга Алимова, – но последний пункт меня, честно говоря, смутил. Этот самолет – непростая машина, мы все знаем, что он куплен на деньги саратовского колхозника Ферапонта Головатого специально для летчика-аса Бориса Еремина. То есть самолет не просто сделан в Саратове, он еще и куплен на деньги нашего земляка, поэтому и стоять он должен у нас в Музее боевой славы». (http://www.business-vector.info/?p=20012).
    14 декабря 2014 года легендарный именной самолет-истребитель Як-3 зав. № 1712 вернулся на Родину в Россию.
    В августе 2015 года Бернадский А.Ф. направил письмо Dan Ryan - руководителю Музея полетов, г Санта-Моника, Калифорния, США с благодарностью за сохранность и возврат самолета Як-3 зав. № 1712.
Dan Rean ответил 20.08.2015 г.
«Museum of Flying Contact Us: Yak-3
Dan Ryandan@museumofflying.org 20.08.15
Dear Sir,
We are glad that the Yak 3 has returned to where it belongs.»

В переводе на русский ответ из США звучит так: «Мы рады, что Як-3 вернулся на свое место».
    Хозяин американского музея оказался патриотичнее прославленного ОКБ.

Часть 4. «Я мзду не беру, мне за державу обидно...»

    Контейнера, в которых находился в разобранном виде самолет Як-3 зав. № 1712, прибыли в г. Санкт-Петербург в Балтийскую таможню, в Василеостровский таможенный пост. С этого дня начался новый этап нелегкой судьбы легендарного самолета — таможенная эпопея, которая длилась почти 4 месяца до 3 апреля 2015 года.
    Работники таможни, видимо, были очень горды, что у них находится легендарный самолет, и они никак не хотели с ним расставаться. По сообщениям представителей ОКБ им. А.С. Яковлева, работников таможни интересовало о самолете все - чертежи на самолет, куда делось вооружение, может ли он летать и многое другое.
    Тем не менее,  в январе 2015 г. было получено заключение эксперта по культурным ценностям Министерства культуры РФ М.Маслова: «Самолет Як-3,  безусловно, представляет собой объект культурной ценности для Российской Федерации». Именно, как культурную ценность, а не как боевой истребитель его следовало оформлять.
    Только после обращения ветеранов Саратовского авиационного завода в конце марта 2015 года к первому заместителю Администрации Президента РФ Володину В.В. Удалось вытолкнуть легендарный самолет из Василеостровского таможенного поста, завершить его таможенное оформление.
    3 апреля 2015 года было завершено таможенное оформление Як-3 зав. № 1712, которое продолжалось почти 4 месяца.

___________________

Як-3 зав. № 1712 в морских контейнерах в Василеостровской таможне.
___________________

    Таможенное оформление осуществляло ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Его представители получили самолет в таможне и доставили … в частный Музей техники В. Задорожного (пос. Архангельское, Московской области), якобы на реставрацию с последующей доставкой в Саратов. Но как у нас говорят: «Обещанного 3 года ждут...». Как показывают дальнейшие события — пословица себя оправдала.


Часть 5. Саратовские страдания.

    Тем временем, пока шло таможенное оформление самолета Як-3 зав. № 1712, в Саратове строился на народные деньги первый в России Музей трудовой славы. Центральное место в экспозиции Музея предстояло занять возвращенному на родную Саратовскую землю именному самолету-истребителю Як-3 зав. № 1712, по соседству с находящимся в Музее боевой славы первым именным самолетом Ф.П. Головатого Як-1Б № 81110.
Прибытие самолета Як-3 зав. № 1712 в Саратов и открытие Музея трудовой славы ожидалось к 9 мая 2015 года в честь празднованию 70-летия Великой Победы.
    Ветераны Саратовского авиационного завода и депутат ГД РФ О.Н. Алимова с момента прибытия самолета Як-3 зав. № 1712 в Россию пытались получить официальные, письменные обязательства по возврату самолета в Саратов.
    В апреле 2015 года О.Н. Алимовой пришли 3 ответа на ее депутатские запросы:
от Начальника Управления администрации Президента РФ П. Зеньковича (исх. № А-78-497 от 13.04.15 года). В этом письме сказано, что «Заместитель генерального директора (ОКБ им. А. С. Яковлева) А.Гуртовой, подтвердил готовность передачи Як-3 Министерству культуры Саратовской области в рамках уже имеющихся договоренностей»;
от Министра иностранных дел РФ Лаврова С.В. (исх. № 14983/ГС от 10.04.15 г.). В этом письме сказано, что «МИД РФ поддерживает  его (Як-3) экспонирования в Саратове, о чем уведомил ОКБ им. А.С. Яковлева... Рассчитываем, что по завершению ремонтных работ (реставрация Як-3) представители ОКБ им. А.С. Яковлева и Музея боевой и трудовой славы Саратова оперативно согласуют необходимые организационно-технические аспекты и восстановленный Як-3 займет достойное место в Саратовской экспозиции.»
от Заместителя министра культуры РФ Е.Б. Миловзоровой (исх. № 5238-01-64-861 от 14.04.15 года). Это письмо направлено Генеральному директору - Генеральному конструктору ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» О.Ф. Демченко. В письме говорится, что «Возвращенный самолет Як-3 несомненно является уникальной культурной ценностью и согласно Федеральному закону от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» может быть включен в Музейный фонд Российской Федерации... Минкультуры РФ полностью поддерживает мнение депутата ГД О.Н.Алимовой о передаче самолета в Саратовский музей боевой славы,  а также считает целесообразным в целях государственной защиты самолета, как культурно-исторической ценности включить его в Музейный фонд страны».
    Таким образом, практически все высшее руководство Российской Федерации — Президент РФ Путин В.В. (в лице Администрации Президента РФ), Председатель Правительства РФ Медведев Д.А. (в лице МИДа РФ и Минкультуры РФ) выразили свое мнение о необходимости экспонирования легендарного самолета Як-3 зав. № 1712 в Музее боевой и трудовой славы в г. Саратове.
    Однако, ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» не выполнило своих обещаний, данных, в т.ч. Администрации Президента РФ, не прислушалось к мнению высшего руководства страны, так и не передало самолет Як-3 зав. № 1712 в Саратов.
    Место этого самолета в центре Музея трудовой славы на его открытии в начале мая 2015 года оказалось пустым.
    В результате, ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» заключило договор № 6501/М-02 на ответственное хранение и экспозицию с частным Музеем техники В. Задорожного (п. Архангельское, Московской области) коллекции самолетов ОКБ.
______________

Як-3 зав. № 1712 в Музее техники В. Задорожного
_______________

    О том, что наш самолет оказался в руках В. Задорожного мы узнали 19.07.2015 г., когда в газете «Вечерняя Москва» появилась статья «Мне не гореть на песке! Истребитель Як-3, подаренный Красной Армии пчеловодом Ферапонтом Головатым, возвращен из США и занял почетное место в столичном музее» (http://www.vm.ru/news/2015/07/19/mne-ne-goret-na-peske-292263.html).
    В этой статье, вызвавшей взрыв возмущения у  родственников Ф.П.Головатого, ветеранов Саратовского авиационного завода, сказано, что с 20 июля 2015 г. легендарный истребитель Як-3 с дарственной надписью «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!» станет экспонатом частного музея В. Задорожного.
    Приводим выдержку из статьи: «Не стало боевого летчика, нет давно Ферапонта Головатого, но самолет все-таки вернулся на родину. Произошло это благодаря настойчивости Вадима Задорожного. В финансовые возвращения Яка Задорожный посвящать не стал: главное — результат. Спасибо ему и «Вечерке» за радостную новость, — сказал летчик-истребитель Сергей Макарович Крамаренко».
Оставим это откровенную неправду об участии В.Задорожного и его финансовых «возвращениях» на совесть и фантазию неподкупного журналиста.
Ни одного документа, подкрепляющего версию об участии Задорожного в возвращении Як-3 зав. № 1712 из США в Россию представлено не было.
    Фамилия - Задорожный зазвучала для ветеранов САЗа и Алимовой О.Н., только после возвращения самолета из США в Россию, когда появился вопрос о его реставрации. Ни МИД РФ, руководивший возвращением Як-3 зав. № 1712 из США в Россию, ни ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», участвовавшее в этом, ни в одном письме не сообщали о каком-либо участии В. Задорожного в возврате самолета из США в Россию.
    Видимо, этот частник В. Задорожный, увидев легендарный самолет, его прекрасное состояние, поняв его подлинную ценность (точнее его бесценность), решил не расставаться со свалившимся на него (причем абсолютно бесплатно) уникальным культурно-историческим экспонатом. Как уже было сказано ранее, в официальных письмах МИДа РФ депутату ГД РФ О.Н. Алимовой, хозяин Музея в США вернул Як-3 без каких-либо финансовых претензий, т.е. бесплатно. Финансовые затраты по возврату самолета, а именно транспортировка 2-х контейнеров морем и страховка нес ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Однако, это предприятие и обязано было это сделать в рамках контракта на временный вывоз самолета.
    Ветераны Саратовского авиационного завода, родственники Ф.П. Головатого,  жители Саратовской области не могли не возмутиться подобными фактами.
    В вышеприведенной статье газеты «Вечерняя Москва» был прикреплен довольно продолжительный видеоролик, в котором был показан процесс сборки Як-3 зав. № 1712 в Музее техники В. Задорожного.
    Вот как описывает сборку и идентификацию самолета Як-3 зав. № 1712 в Музее техники В.Задорожного один из участников этого процесса (http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?p=519573).
    «Последние известия с полей...
    20 апреля ваш покорный слуга участвовал в экспертной комиссии по самолету, проходившей в музее техники Задорожного. Состояние самолета достаточно хорошее. В принципе можно и в таком виде после состыковки экспонировать. Внешним осмотром установлены номер мотора ПФ2 № 522-457 (в трех точках) и определена серия машины, как не старше 12-й (узлы установки под один УБС и номера полукрыльев 4212 и 3512). На самолете также присутствуют накрашенные на разных агрегатах номера 115450123, что больше похоже на инвентарный номер самолета в ОКБ. Других прямых подтверждений по номеру машины 1712 не обнаружили. На приваренной к мотораме бирке выбито 1307, что, как показывает практика, не имеет отношения к серийному номеру машины (тем более, как подсказал Борис, до 10-й серии каждая насчитывала всего по 10 штук и сл-но 13-ти в 07-й серии быть не могло).
    Возможно где-то на рулях и элеронах, щитках, в нише шасси, звеньеотводе есть еще шильдики. На зализе оперения (увы) как на Як-1б нет выбитого серийного номера. Отмыть накрашенные на заводе, и потом закрашенные номера не удастся, т.к. ОКБ в 1959-м году провело ремонт самолета с полной обдиркой старого лакокрасочного покрытия. Возможно, при более тщательном осмотре что-то еще найдется.
    Комиссия сошлась во мнении по совокупности данных, что это именно тот самолет № 1712, который ОКБ передавало в США, и на котором летал Б.Н.Еремин...»
    Номер мотора ВК-105пф № 522-457 самолета Як-3, прибывшего из США соответствует записи в формуляре самолета Як-3 зав. № 1712 - «замена мотора 412-190 на 522-457 произведенная 6.8.45 г.». Это и ряд других данных подтверждают, что самолет вернувшийся из США и есть тот самый Як-3 зав. № 1712, подаренный Ф.П. Головатым саратовскому летчику-истребителю подполковнику Б.Н. Еремину 29 мая 1944 года.
    ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» обосновывали свое право распоряжения самолетом Як-3 № зав. № 1712 тем, что они являются якобы «собственником» этого самолета, о чем они сообщали ветеранам САЗа, Алимовой О.Н. и различным должностным лицам.    
    Однако, проанализировав Советское и Российское законодательство в области прав собственности и культурного наследия, мы пришли к выводу, что ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», по существу, незаконно присвоило себе право собственности на культурную ценность самолет истребитель Як-3 зав. № 1712, чем ввело в заблуждение высокопоставленных руководителей страны.
    Насколько нам известно, ни один из тех, кто готовил для нас и О.Н. Алимовой письма из всевозможных инстанций, называя при этом ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» (ПАО «Иркут») собственником музейного экспоната самолета истребителя Як-3 зав. № 1712 не видел документа, подтверждающего право собственности вышеназванной организации на этот самолет. Все принималось на веру.
    Несмотря на неоднократные обращения Алимовой О.Н., других депутатов и должностных лиц, а также ветеранов Саратовского авиационного завода,  ОКБ им. А.С. Яковлева ни разу, ни кому не показало документа, подтверждающего их право собственности на самолет Як-3 зав. № 1712.
    Мы можем с полной уверенностью, на основании документов и Законодательных актов СССР и РФ, утверждать, что самолет Як-3 зав. № 1712 никогда ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» (ранее ММЗ «Скорость») на правах собственности не принадлежал. Он всегда находился в государственной собственности СССР и в дальнейшем должен был находиться и быть оформленным в федеральную собственность РФ, а в приватизационную массу ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» при приватизации самолет не вошел.
    Следовательно, все устные заявления (без предоставления документов) о праве собственности, как ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», так и В.Задорожного на культурную ценность самолет Як-3 № 1712, есть не что иное, как незаконное присвоение ими права собственности на этот самолет.
    Со дня выхода статьи в газете «Вечерняя Москва» начался новый этап борьбы за возвращение в Саратов легендарного Як-3 зав. № 1712.

Часть 6. «В чем сила, брат? В Правде!»

    27 июля 2015 года Бернадский А.Ф. и Аристархов В.А. выступили на Саратовском интернет-телевизионном канале «Открытый канал» http://oktv.media/efiry/efir-ot-27-iyulya-2015-g.html. В своем выступлении они рассказали о ситуации, сложившейся вокруг не возвращения в Саратов самолета Як-3 зав. № 1712, а также изложили свои аргументы по поводу того, что ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» не могло быть и не является собственником самолета Як-3 зав. № 1712. В своем выступлении они обратились к властям Саратовской области, чтобы те включились в процесс юридического обоснования незаконности действий ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Однако, предложение ветеранов Саратовского авиационного завода не было услышано. Власть безмолвствовала, возможно, бездействовала... Поэтому, ветеранам САЗа оставалось надеяться только на себя и помощь со стороны депутата ГД РФ О.Н. Алимовой.
    Ветераны САЗа и О.Н. Алимова стали направлять в различные государственные организации запросы с целью проверки на основании законодательных актов, заявленного ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» права собственности на самолет Як-3 зав. № 1712 и представления этой организацией соответствующего законно оформленного документа на собственность.
    Если коротко, то их доводы были следующими:
Як-3 зав. № 1712 был выпущен в 1944 году и в соответствии с Законодательством СССР принадлежал государству — СССР.
Як-3 зав. № 1712 был отправлен в США осенью 1991 г. на основании  разрешения ТУ/62В от 31.07.91 г. Министерства внешних экономических связей СССР — при этом самолет находился в собственности СССР;
правопреемником СССР является Российская Федерация, поэтому права собственности СССР должны были перейти к РФ;
Приватизация ОКБ и преобразование в ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» произошло 31.08.1993 г., т.е. в собственность ОКБ музейный экспонат самолет Як-3 № 1712 не мог попасть, т.к. в то время отсутствовал. Как в дальнейшем было установлено, Як-3 зав. № 1712 и другие самолеты в собственность ОКБ не попали.
Если бы ОКБ, каким то образом включило в собственность музейный экспонат самолет Як-3 № 1712, то в соответствии с частью 4 пункта 4 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 г. №443-1 «О собственности в РСФСР» обязано было вернуть музейную ценность в собственность РФ:
Ст.7, п.4, ч.4 Закона РСФСР от 24.12.1990 г. №443-1 «Если в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) окажется по основаниям, допускаемым законом имущество, которое не может принадлежать собственнику в силу закона, оно должно быть отчуждено в течение одного года, если иные сроки не предусмотрены законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию.» ;
 24 декабря 1993 года был издан Указ Президента РФ «О приватизации». Согласно этому Указу «приватизации не подлежат, находящиеся в федеральной собственности: памятники, находящиеся в федеральной собственности, памятники археологии независимо от их категории, памятники, расположенные на территории музеев-заповедников, памятники, созданные более 200 лет назад (уникальные архитектурные постройки), памятники и объекты науки и техники ХХ века, захоронения и некрополи.»     Следовательно, самолет истребитель Як-3 зав. № 1712, в силу прямого действия закона, как объект науки и техники XX века, должен находиться исключительно в федеральной собственности. Не оформление документов на собственность, не лишает РФ права на нее;
Самолет истребитель был возвращен в Россию в декабре 2014 года, и должен находиться в собственности РФ в силу прямого действия закона;
Право собственности в РФ у собственника, подтверждается законно оформленным документов. Однако, ОКБ никому, несмотря на запросы, этого документа не предоставило.   
    В конце концов, ветеранам САЗа и депутату ГД РФ О.Н. Алимовой удалось достучаться до Росимущества РФ, и в марте 2016 года началась проверка по существу законности «присвоенного» ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» права собственности на самолет Як-3 зав. № 1712.
    Несмотря на неоднократные запросы Росимущества РФ в ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», эта организация так и не направила документов, подтверждающих его право собственности на самолет Як-3 зав. № 1712.
    В результате, Росимущество РФ в начале июня 2016 года поручило своему подразделению ТУ Росимущества РФ по Московской области провести совещание по рассмотрению запроса Бернадского А.Ф. о законности «права собственности» ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева. На это совещание представителей ОКБ обязали представить документ на право собственности на самолет Як-3 зав. № 1712.
    Совещание состоялось 10.06.2016 г. В протоколе совещания было отмечено, что ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» не предоставило документов, подтверждающих право их собственности на самолет Як-3 зав. № 1712 и то, что этот самолет не вошел в собственность ОКБ при его приватизации в 1993 году и позже.
    Кроме того, Бернадскому А.Ф. поступило письмо из Министерства культуры РФ (исх. № 2012-05-08 от 9.06.16 г.), в котором было сказано, что самолет Як-3 является федеральным имуществом.
    Таким образом, доводы ветеранов САЗа и депутата ГД РФ О.Н.Алимовой о том, что ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» самоуправно присвоили себе право собственности на самолет Як-3 зав. № 1712 и незаконно им распоряжаются нашел свое фактическое подтверждение.
    В процессе общения с ветеранами САЗа Министерство культуры РФ, Росимущество РФ интересовались почему только они участвует в возвращении Як-3 в Саратов, где руководство Саратовской области, почему они молчат?
    Ответ на этот вопрос можно найти в достаточно откровенном письме представителя ОАО «ОКБ им.А. С. Яковлева» А. Гуртового в информационное агентство СарБизнесКонсалтинг (исх. № 20-6501/15 от 25.04.16 года). В этом письме А. Гуртовой сообщает, что «... в настоящее время правительство Саратовской области, понимая нелигитимность передачи самолета (Як-3) в Саратов, по нашей рекомендации заключило договор с Музеем техники Вадима Задорожного на приобретение для своего Музея другого самолета Як-3, который был найден поисковиками и сейчас восстанавливается в Музее».
    Комментарии, как говорится излишни. В то время, как ветераны Саратовского авиационного завода и О.Н.Алимова бьются за возвращение бесценной реликвии в Саратов, руководство Саратовской области опустило руки и согласилось на покупку (по сведениям за 8 млн. руб.) останков другого самолета.
    Однако, после того, как было установлено, что самолет Як-3 зав. № 1712 является федеральным имуществом и необходимо было инициировать передачу самолета от Росимущества РФ на экспозицию в Музей трудовой славы в Саратове с оформлением и подписанием договоров, в обязательном порядке  требовалось подключение руководства Саратовской области к этому процессу, т.к. ветераны Саратовского авиационного завода, при всем их желании, не были уполномочены оформлять от имени Саратовской области договора и другие документы с Росимуществом РФ.  
    12.07.2016 г. Бернадский А.Ф. обратился к губернатору Саратовской области Радаеву В.В. через Саратовский интернет-телевизионный канал «Открытый канал» http://oktv.media/kommentarii/aleksandr-bernadskij-12.07.2016.html. В своем обращении он сообщил, что «Правительство Саратовской области отстранилось от решения этой проблемы. Нам лично, Радаев при телевидении клялся, что самолет вернет.
    Бернадский А.Ф обратился к губернатору с призывом:
« Если вы патриот области, если вы держите свое слово, которое дали нам, ветеранам, перед камерами. Подключитесь к этой проблеме. Обяжите ваших чиновников, чтобы они съездили в Росимущество и выполнили все действия, которые зависят только от вас».
    Это обращение, как другие не были услышаны руководством области. Только в начале сентября 2016 года Бернадскому А.Ф. удалось добиться встречи с зам. Председателя Правительства Саратовской области Кузьминым И.Г., где ему удалось убедить одного из руководителей Саратовской области, что легендарный Як-3 зав. № 1712 является федеральной, а не частной собственностью и что надо к процессу возвращения самолета, наконец, подключиться руководству Саратовской области.
    Тем временем, в Росимуществе РФ шел процесс анализа имеющихся данных и выработки решений по оформлению Як-3 зав. № 1712 в федеральную собственность и его дальнейшей судьбы.
    Росимущество РФ письмом (исх. № 09/48823ж от 28.11.2016 года) сообщило Бернадскому А.Ф. о том, что «...Росимущество письмом от 18.11.2016 г. № КХ-09/47941 поручило ТУ Росимущества в Московской области в установленном порядке оформить право собственности РФ на Самолет (Як-3 зав. № 1712), с последующим обеспечением заключенияс государственным автономным учреждением культуры «Музейный историко-этнографический комплекс «Соколовая гора» (так стал называться Музей трудовой и боевой славы в г.Саратове на Соколовой горе) договора безвозмездного пользования самолетом, при наличии гарантийного письма Учреждения об обеспечении транспортировки Самолета из Некоммерческого учреждения «Музей техники Вадима Задорожного»...»
    Гарантийное письмо за подписью Радаева В.В. было предоставлено 13.12.2016 г.
    Наконец, Бернадскому А.Ф, пришло письмо от ТУ Росимущества РФ в Московской области (исх. № МФ/09-2695 от 23.03.2017 г.), в котором говорится, что «...самолет Як-3 зав. № 1712 учтен в реестре федерального имущества РФНИ В 23510046779... После получения пакета документов от ГУАК «Музейный историко-этнографический комплекс «Соколовая гора» будет заключен договор безвозмездного пользования на объект движимого имущества, составляющего объект Казны России».
    27.03.2017 года пакет документов от  ГУАК «Музейный историко-этнографический комплекс «Соколовая гора» был отправлен в ТУ Росимущества РФ в Московской области. История возвращения на свою Родину в г.Саратов легендарного самолета Як-3 зав. № 1712 близка к своему логическому завершению. Надеемся, что именной Як-3 зав. № 1712 вскоре встанет на свою вечную стоянку рядом со своим братом именным Як-1Б зав. № 81110.

   Если все завершится благополучно, то это будет единственным в мире случаем, когда два самолета времен Великой Отечественной войны, подаренные одним и тем же человеком, одному и тому же летчику сохранились до наших дней и встретились снова!
   По существу, Ф.П. Головатый и Б.Н. Еремин встретятся снова, в образе своих самолетов!

Мы надеемся, что будет исполнена мечта:
Саратовского колхозника Героя Социалистического Труда
Ф.П. Головатого,
Саратовского летчика-истребителя Героя Советского Союза
Б.Н Еремина,
Ветеранов Саратовского авиационного завода,
Бернадского А.Ф., Аристархова В.А., Егорова Г.И.,
депутата ГД РФ 6-го созыва Алимовой О.Н.,
корреспондента «Бизнес-Вектора» Юдиной Н.М.,
родственников Ф.П. Головатого и других людей,
которые своей настойчивостью, желанием
найти и добиться Правды в этом благородном деле,
образовали такую мощную Силу,
что им удалось пробить все стены
и вернуть боевую реликвию
именной истребитель Як-3 зав. № 1712
на его Родину в г. Саратов.

 

Категория: События | Добавил: ОС (02.04.2017)
Просмотров: 481 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz