Меню сайта
Категории раздела
События [12]
Люди [1]
Поиск Ucoz

... Поиск Yandex или Google


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 см. также сайт САЗа
Главная » Статьи » События

Рождение авиационного (Бернадский А.Ф.) часть 1

    Загадки и легенды в истории Саратовского завода комбайнов – Саратовского авиационного завода.

    Если с датой рождения Саратовского завода комбайнов нет никаких вопросов. Масса документов и источников подтверждают, что Саратовский завод комбайнов был введен в строй 31.12.1931 г.
    Однако, дата преобразования Саркомбайна в авиационный завод была загадкой.

    Эту загадку удалось разгадать.

    Согласно, действующей легенде, которая приводится в различных источниках, в т.ч. в экспонатах Музея завода, а также в книге «Судьба…», все происходило так:
    Выдержка из книги "Судьба" :
    " 20 июля 1937 года состоялось заседание Комитета обороны, а 23 июля вышло Постановление СНК СССР (Совета Народных Комиссаров) о развертывании серийного производства самолета ХАИ-5  (Р-10) на заводе сельхозмашин в г.Саратове. 2 августа в Саратов вылетела комиссия в составе Я.И. Алксниса – зам. Народного Комиссара обороны по ВВС РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии), Народного Комиссара вооружения Б.Л. Ванникова (впоследствии трижды Герой Социалистического Труда, видный государственный деятель, генерал-полковник инженерно-артиллерийской службы) и А.Н. Туполева (впоследствии Генеральный Конструктор, трижды Герой Социалистического Труда), которая оформила передачу «Саркомбайна» в подчинение ГУАП (Главное Управление авиационной промышленности).
    Новый завод был зарегистрирован под № 292 НКОП (Народный Комиссариат оборонной промышленности)."
    Еще из книги:
    "За день до первого испытательного полета (Р-10) приказом НКОП от 27 октября 1938 года за № 403 был утвержден и первый Устав для Государственного Союзного завода – САРКОМБАЙН-НКОП, который вскоре по мере организации Народного Комиссариата Авиационной промышленности СССР приказом № 361 от 28.12.1939 года был отменен и утвержден новый Устав, с присвоением заводу № 292. Приказом НКАП от 22.05.1940 года за № 126 был утвержден другой Устав Государственного союзного завода № 292 НКАП.».
    Т.е. считалось, что рождение Саркомбайна, как авиационного – 5.08.1937 г., а первый самолет Р-10 взлетел с аэродрома завода 28.10.1938 г.
    Однако, возник вопрос документального подтверждения приведенных выше фактов и дат.
    Пришлось запросить Федеральное архивное агентство ФКУ «Государственный архив Российской Федерации» и ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области».
    Представленные архивами документы дают четкую дату рождения Саркомбайна, как авиационного, а точнее, как в документе - самолетного завода – 3 декабря 1937 г.
    Но обо всем по порядку. Тем более, что в представленных документах удалось найти еще массу интересной информации. Так же удалось установить, кто был директором Саркомбайна между Витчинкиным Михаилом Львовичем (после его ареста) и Малаховым Федором Сергеевичем (до его назначения) – И.О. директора Саркомбайна был Новиков Николай Сергеевич.

    Первые сомнения по дате рождения Саркомбайна, как авиационного, возникли из-за того, что согласно легенде Постановление от 5.08.1937 г. выпустил Совет Труда и Обороны СССР. Однако, на эту дату Совет Труда и Обороны СССР был уже упразднен Постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 г. Его общехозяйственные полномочия были переданы Экономическому Совету при Совете народных комиссаров СССР, а оборонные - Комитету обороны при Совете народных комиссаров СССР.
    По найденным документам, события развивались следующим образом:
    1. Народный комиссар оборонной промышленности СССР М. Л. Рухимович пишет докладную записку о необходимости увеличения артиллерийского производства, где на 2-м листе предлагает для увеличения мощностей для производства 122-мм гаубиц вовлечь еще один крупный завод помимо Уралмашзавода — а именно, Саратовский завод комбайнов.

    «...Докладная записка наркома оборонной промышленности СССР М. Л. Рухимовича председателю Комитета обороны при СНК СССР В. М. Молотову о необходимости увеличения мощностей артиллерийского производства для выполнения дополнительного заказа по артиллерийским системам и стрелковому вооружению

1 июля 1937 г.

          Для увеличения мощностей артиллерийского производства является актуальной
      необходимостью широкое привлечение к производству артсистем заводов гражданского производства НКТП, так как постройка новых заводов даст эффективность, т. е.выпуск артиллерийских систем не ранее, чем через 2-3 года.
      
      Для развития производства 122-мм гаубицы до удовлетворения полной потребности НКО (заявка НКО до 5 тыс. шт. в год) помимо постановки этого производства на Уралмашзаводе необходимо вовлечь еще один крупный завод из системы НКТП.
    Таким заводом НКТП считает целесообразным наметить Саратовский завод комбайнов «Саркомбайн». По этому вопросу НКОП обратился в Комитет обороны запиской от 8 июня с. г. № 1045сс. На этом заводе, с добавлением специальных артиллерийских станков и др. видов оборудования, которое вполне можно разместить в корпусах существующего завода, можно организовать механическую обработку и сборку 122-мм гаубиц.
    Необходимо будет кооперировать этот завод с одним из артиллерийских головных заводов, имеющих артиллерийскую металлургию на предмет поставки поковок ствола, кожуха и надульника, термически обработанных.

Народный комиссар оборонной промышленности СССР Рухимович

РГАЭ. Ф. 7515. Оп. 1. Д. 11. Л. 135-138.

      2. Затем,  после Постановления Комитета обороны при СНК СССР от 5.07.1937 г.№ 48сс (Ф.Р-8418. Оп.28. Д.25. Л.200-204). (1-й и 4-й л. Постановления привожу ниже), начались изменения в сельхознаправлении работы Саркомбайна.
Согласно п.6 этого Постановления:
    «Завод «Саркомбайн» с 1.8.1937 г. передать в систему НКОП (Народный комиссариат оборонной промышленности) с освобождением с 1.9.1937 г. от заказов гражданской продукции».
    Согласно п.7. этого Постановления:
    «НКОП с 1.9.1937 г. приступить к реорганизации и оборудованию завода «Саркомбайн» на производство 122мм гаубиц».
    Согласно п.11. этого Постановления в конце 1938 г. объем производства на «Саркомбайне» 122мм. гаубиц должен составлять до 2500 шт. в год»

https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/804153541.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/266775719.jpg
    2. Народный комиссар тяжелой промышленности СССР В. Межлаук издал приказ № 107сс от 14.07.1937 года, согласно которому (выдержку привожу):
    «В соответствии с постановлением Комитета Обороны при СНК Союза ССР за № 48сс от 5 июля 1937 г., ПРИКАЗЫВАЮ:
    …23.  Передать с 1/VIII-37 г. в систему НКОПа завод Саркомбайн, с освобождением его с 1/1-38 от заказов гражданской продукции.»
    На этом приказе (по всей видимости В.Межлаук) рукописно написал «Написать в Наркомат НКОП. Главку с/х о создании междуведомственной комиссии по приемке и передачи завода».

    Копию прилагаю – источник ОГУ ГАНИСО – фонд № 6729, опись № 1, дело № 69, л.2
    Таким образом, с 1 августа 1937 г. Саратовский завод комбайнов стал артиллерийским заводом.
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/232519900.jpg

    По НКОП СССР издается приказ № 00170 от 5 августа 1937 г. за  подписью народного комиссара  оборонной промышленности Рухимовича, согласно которому дается задание Саркомбайну на выпуск в 1938 г. 300 шт. 122-мм гаубиц обр. 10/30г.  (ОГУ ГАНИСО - фонд № 6729, опись 1, дело 69, л 4,5):
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/458780083.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/495141331.jpg

    25 августа 1937 г. был составлен АКТ передачи-приемки Саратовского завода комбайнов из ведения Главсельмаша НКТП в ведение III-го ГЛ. УПР. НКОП.
    Передача-приемка завода осуществлена по состоянию на 1/VIII 1937 г.
    Передачу-приемку завода осуществляла комиссия в составе «т. Мелешко В.С. и т. Кузнецова Р.Г. (от III Гл. Упр.) назначенные распоряжением по  III Г.У. НКОП № 67 от 16 АВГ.1937 г. и т. Грановского А.Е. (от Главсельмаша НКТП), уполномоченного на сдачу завода Нач-ком Главсельмаша, при участии И.О. Директора САРКОМБАЙНА т. Новикова Н. и Главбухгалтера з-да  т. ДИК И.Я.
    Привожу выдержку из акта  (ОГУ ГАНИСО - Фонд № 6729, опись 4, дело 264).
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/863343246.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/635322714.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/580834750.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/803706900.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/96019776.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/167637140.jpg

    27/VIII-37 г. издается Приказ по НКОП № 0185 в целях развертывания работ по созданию артиллерийского производства на заводе «Саркомбайн» (ОГУ ГАНИСО -фонд № 6729, опись 1, дело 69, л. 6, 7), в котором перечисляются мероприятия, со сроками их исполнения, ответственными. Т.е. процесс преобразования и создания из Саркомбайна Саратовского артиллерийского завода начался и шел очень серьезно.
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/735614808.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/943264441.jpg

    Помимо вышеприведенных документов привожу выдержку из другого интересного документа.
       «Докладная записка членов правительственной комиссии председателю Комитета обороны при СНК СССР В.М.Молотову о результатах обследования артиллерийского производства
    27 октября 1937г.
    Совершенно секретно.
    На основании постановления КО от 5июля 1937г. за №48сс по вопросам определения возможности перевода машиностроительных заводов гражданской промышленности на артиллерийское производство и необходимых мероприятий по развитию мощностей существующих артиллерийских заводов, комиссиями были обследованы следующие промпредприятия.
    1.С целью возможного увеличения мощностей:
а)Завод№8 им.т.Калинина (комиссия т. Бондаря) — танковая, противотанковая и зенитная артиллерия;
б) завод № 92 (комиссия т. Ванникова) — дивизионная пушка Ф22;
в) Кировский завод (комиссия т. Брускина) — полковая, танковая и дивизионная артиллерия;
г) Урал-машзавод (комиссия т. Брускина) — 122=мм гаубица;
д) завод № 172 им. т. Молотова (комиссия т. Брускина) — корпусная артиллерия;
е) Завод «Баррикады» (комиссия т. Ванникова) — корпусная артиллерия и АРГК.
    2. С целью организации межзаводского кооперирования:
а) Златоустовский инструментальный завод (комиссия т. Брускина)
б) Воткинский завод                                              --//--//--//--
в) Свердловский завод «Металлист»                 --//--//--//--
   3. С целью приспособления машиностроительных заводов под артпроизводство:
а) «Саркомбайн» в г. Саратове комиссия т. Алксниса и Кулика
б) «Сибсельмаш» в г. Омске комиссия т. Городищера (1е Главное управление НКОП)
в) Воткинский завод в г. Воткинске  --//--//--//--

г) Законсервированная новостройка локомотивного завода в г. Орске --//--//--//--
д) Локомотивный завод в г. Новочеркасске комиссия т. Лазарева

    На основании обследования этих заводов выявлено, что в результате долголетнего вредительства как со стороны промышленности, так и со стороны Артиллерийского управления, развернутой программы по производству материальной части артиллерии не было. В силу чего не только не было соответствующего плана строительства новых артиллерийских заводов и должной реконструкции старых, а наоборот, имеющиеся мощности в основном были парализованы загрузкой станочного оборудования гражданскими заказами.
    В результате существующие на сегодня мощности артиллерийских заводов, а также специализация их совершенно не удовлетворяют потребностям армии, а именно:

Номенклатура орудий²*

Возможные мощности

Заводы

На 1938 г.

На 1939-1940 гг.

При условии незначи­тельного расшире­ния площадей и добавления оборудо­вания

Процент обеспече­ния заявки НКО

При условии значи­тельного расшире­ния действу­ющих заводов

Процент обеспече­ния заявки НКО

45‑мм танковая и противотанковая пушка

18 000

45%

30 000

50%

завод № 8

37‑мм зенитные пушки

0%

0%

122‑мм гаубицы

То же

2000

500

50%

3000

2500

68%

УЗТМ,

«Саркомбайн»

152‑мм гаубицы

1200

40%

2500

50%

Завод № 172

122‑мм пушки

200

25%

500

25%

завод «Баррикады»

152‑мм пушки

75

25%

200

70%

завод «Баррикады»

203‑мм гаубицы

200

50%

700

70%

«Баррикады» и Краматорский

Орудия б[ольшой] мощности

0%

0%

76‑мм полковые пушки

1500

75%

2000

50%

Кировский завод

76‑мм дивизионные пушки

2100

52%

5000

71%

Завод № 92

76‑мм танковые пушки

1000

100%

1500

50%

Кировский завод

76‑мм зенитные пушки

1200

24%

2000

25%

Завод № 8

100‑мм зенитные пушки

0%

0%

….»
(РГАЭ. Ф. 7537. Оп. 1. Д. 78. Л. 361-357)
    Таким образом, упоминаемая в книге «Судьба…» комиссия от 2 августа в Саратов в составе Я.И. Алксниса – зам. Народного Комиссара обороны по ВВС РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии), Народного Комиссара вооружения Б.Л. Ванникова (впоследствии трижды Герой Социалистического Труда, видный государственный деятель, генерал-полковник инженерно-артиллерийской службы) и А.Н. Туполева (впоследствии Генеральный Конструктор, трижды Герой Социалистического Труда), по всей видимости, в начале августа 1937 г. на Саркомбайн прибыла, оценила его готовность и после этого уже уполномоченная комиссия осуществила передачу приемку завода.
    При этом, Яков Иванович Алкснис 23.11.1937 г. был снят со всех должностей, арестован, и по приговору ВКВС СССР от 28.07.1938 г. был расстрелян, а 1.02.1956 года был реабилитирован.
    Кулик Георгий Иванович с 23.05.1937 г. возглавлял Артиллерийское управление РККА.
    Туполев Андрей Николаевич  был арестован 21.10.1937 г. работал в закрытом КБ НКВД – ЦКБ-20 («Туполевская шарага»).
    Таким образом, в соответствии с постановлением Комитета обороны при СНК СССР от 5.07.1937 г. № 48сс и приказом № 107сс от 14.07.1937 г. Народного комиссара тяжелой промышленности СССР В. Межлаук  Саратовский завод комбайнов был передан с 1.08.1937 г. из состава Главсельмаша в состав III ГУ НКОП СССР для производства 122-мм гаубиц.
    Т.е. Саратовский завод комбайнов стал артиллерийским заводом с 1.08.1937 г.
    
    Но, видимо, что-то пошло не по приказам и планам, может, сказались перечисленные выше репрессии.
    Но в декабре 1937 г. судьба Саркомбайна делает резкий поворот, а точнее отрывается от земли и идет на взлет!
    3 декабря 1937 г. издается приказ по НКОП СССР № 0259 согласно, которому для организации производства самолета ХАИ-5 (Р-10) Саратовский завод комбайнов передается из III ГУ НКОП СССР (артиллерийское) в I ГУ НКОП СССР (авиационное).
    Таким образом, именно 3 декабря 1937 г. можно считать датой рождения Саркомбайна, как авиационного завода или, как в приказе САМОЛЕТНОГО ЗАВОДА!
    Привожу приказ № 0259 от 3.12.1937г. (ГА РФ Ф. Р-8418. Оп.2. Д.29.)
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/874176927.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/193840245.jpg

    7 декабря 1937г. издается Постановление Комитета обороны при СНК СССР №189сс «О постановке производства самолетов ХАИ5 (Р10) на Саркомбайне». (ГА РФ. Ф. Р8418. Оп.28. Д.29. Л.150168).
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/787201905.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/994799788.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/535106364.jpg

    Таким образом, приказ НКОП СССР № 0259 от 3.12.1937 г. и Постановление КО при СНК СССР № 189 сс от 7.12.1937г.   дали официальный старт работе Саркомбайна в качестве авиационного (самолетного) завода, которым он оставался до самой смерти до 21.09.2012 г.


    Для дальнейшего развития и реализации этих нормативных документов и преобразования завода в авиационный издается приказ НКОП СССР от 17 декабря 1937 года. №0270.
    Согласно п.1 этого приказа главным инженером Саратовского завода был назначен т. Мирошниченко Н.Я., который отдал всю свою трудовую жизнь нашему заводу, работая главным инженером, главным технологом, а в 1963г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.
    Согласно п.2. была создана комиссия для определения площадки для аэродрома.
    Упоминаемый завод №135 – это харьковский авиационный завод, где производили ХАИ-5
    Привожу приказ №0270 (ОГУ ГАНИСО - фонд 6729, опись 1, дело 69).
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/930786637.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/547699157.jpg

    25 декабря 1937г. комиссия по определению места для аэродрома направила докладную записку Наркому оборонной промышленности тов. Кагановичу М.М.
    Согласно этой записке были рассмотрены 4 варианта размещения аэродрома.
    Выбран был четвертый вариант, как оптимальный, где в дальнейшем и был построена летно-испытательная станция - аэродром Саратов «Южный» в то время площадью 220 га, а к территории Саркомбайна были присоединены земли (20 га), намеченные под строительство зуборезного завода (так написано в документах) – это земли, на которых в дальнейшем была построена новая литейка (цех № 89), цех РТИ (цех № 51), а также располагались многочисленные складские помещения и места хранения вредных отходов (по соседству с заводом зубострогальных станков).
    Привожу докладную записку (ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись №1, дело 102), а также прилагаю карту-схему, на которой хорошо видно, что было вокруг Саркомбайна (огороды и овраги) и какой, по существу, это был небольшой, по современным меркам, завод (видны корпуса).
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/329660950.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/784931041.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/500302576.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/511266457.jpg

 Продолжение https://museumsaz.ucoz.ru/publ/sobytija/rozhdenie_aviacionnogo_bernadskij_a_f_chast_2/2-1-0-15

Категория: События | Добавил: ОС (15.01.2023)
Просмотров: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz