Меню сайта
Категории раздела
События [12]
Люди [1]
Поиск Ucoz

... Поиск Yandex или Google


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 см. также сайт САЗа
Главная » Статьи » События

Рождение авиационного (Бернадский А.Ф.) часть 2

Начало https://museumsaz.ucoz.ru/publ/sobytija/rozhdenie_aviacionnogo_bernadskij_a_f/2-1-0-14

    Задание партии и правительства получено. Саркомбайн приступил к подготовке производства по запуску самолета «ХАИ-5».

    Публикую «Протокол №1 Совещания Начальников Отделов по Саратовскому заводу НКОП от 13.01.1938г.»  (ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись № 4, дело № 265).
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/570792742.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/816741698.jpg
    Как видно, уже руководство завода стало называть Саркомбайн – Саратовским заводом НКОП.
    Основные проблемы:
– это подготовка кадров, в т.ч. их решение проблемы их нехватки;
- жилье для новых работников, социальное обеспечение;
- подготовка производства, получение нового оборудования, чертежей, изготовление оснастки.

    Проблем по переходу от комбайнов к самолетам было много. И никто лучше о них не расскажут, чем непосредственные участники этих событий.
    5 марта 1938 года состоялось «Совещание хозяйственного актива Саратовского завода» (как видно из названия уже исчез «комбайн»).
    Предлагаю выдержку из стенограммы этого совещания (ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись № 4, дело 282).
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/566399931.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/630065023.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/628956683.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/507049526.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/146762896.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/233734959.jpg
остальные страницы
    Прочитав, эту стенограмму можно погрузиться в то время, в ту обстановку, можно понять, чем жили люди, о чем переживали…
    В выступлениях о вредительстве, об отсталости в промышленном развитии, об энтузиазме, о желании выполнить все начертанное, работать ради страны, невзирая на трудности, развиваться и т.д.     
    Вел совещание – тов. Новиков Н.С. – Исп. об. Директора завода.
    Выступал тов. Мирошниченко – Главный инженер завода.

    Согласно приказу наркома обороны СССР Л.М. Кагановича от 12.04.1938г. № 141 «вр. И.о. директора Новиков» вернулся «к исполнению своих прямых обязанностей зам. директора завода по общим вопросам», а директором завода с 12 апреля 1938 года был назначен Малахов Федор Сергеевич, имевшего большой опыт руководства авиастроительными предприятиями.
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/718184047.jpg

    В дальнейшем, зам. директора Саркомбайна Новиков Н.С в августе 1938 года был назначен начальником строительства и директором авиастроительного завода в п. Семёновка (ныне г. Арсеньев, Приморье). На протяжении более двух десятков лет, вплоть до выхода на пенсию (1959 г.), Новиков Николай Сергеевич возглавлял крупнейшее предприятие рабочего поселка Семёновка. Почетный гражданин г. Арсеньева.

    1 июля 1938 года оформляется «Акт» на сдачу завода от Исп. об. Директора Новикова Н.С. и его приемку новым директором Малаховым Ф.С. (ОГУ ГАНИСО – фонд № 6729, опись № 4, дело 14).
https://museumsaz.ucoz.ru/photo/31-0-984-3?1674403343
https://museumsaz.ucoz.ru/photo/31-0-985-3?1674403382
https://museumsaz.ucoz.ru/photo/31-0-986-3?1674403425
остальные страницы
    Этот акт фиксирует состояние завода, его достоинства, его недостатки.
    При этом, среди подписантов присутствует новый главный инженер завода – Марчевский.
      Видимо, в это время Мирошниченко Н.Я. был назначен главным технологом завода.

    По всей видимости, после приемки завода, новым директором Малаховым Ф.С. была выполнена полная ревизия выполнения приказов (на 15.07.1938г.) наркома тов. Кагановича М.М. – все это было оформлено документом «Сведения» (ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись № 4, дело № 14)
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/527658696.jpg ,
остальные страницы .
    Перестройка завода от производства комбайнов к производству самолетов шла с большими трудностями, которые наиболее наглядно описаны в «Отчетном докладе директора завода «Саркомбайн» за 1938год. (ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись № 4, дело № 21)
    В этом докладе есть интересные  данные, касающиеся еще одной легенды САЗа, а именно то, что 28.10.1938 г. с заводского аэродрома взлетел 1-й самолет Р-10 (ХАИ-5).
    Однако, данные с 8-го листа эту легенду опровергают.
    Аэродром завода в 1,5 км от завода в 1938 году не был еще готов для испытаний самолетов.
    В отчетном докладе говорится, что «…самолеты пришлось возить на аэродром с удаленностью 12 км и он не был приспособлен для сдачи машин. Заводу было разрешено в ангаре держать не больше 4-5 машин и на площадке не более 8 машин.
    В ангаре отсутствовали какие-либо элементарные условия для проведения работы на самолете, а с ноября месяца было запрещено заниматься даже монтажными работами, ввиду чего в ноябре и декабре месяцах вся работа и переделки по Правительственной Комиссии проводились в высокоморозные дни на воздухе.»

    Этот аэродром был в дальнейшем известен, как Саратов «Центральный»
    В 1938 году было выпущено 15 самолетов ХАИ-5 (Р-10) при плане 40 шт.
    Оптово-отпускная цена 1938 г.  самолета ХАИ-5 составила - 212000 рублей.
    Оптово-отпускная цена 1938 г.  комбайна с мотором составила - 6700 рублей. Было выпущено 198 комбайнов, при плане 197 шт..
    Кроме того, завод выпускал в 1938 г. другую оборонную продукцию: универсальный пулеметные станки (факт -367 шт., план 500 шт.), пеналы (факт -11350 шт., план – 8500 шт).
    Из запланированных 4-х групповых комплектов к самолету ХАИ-5 не выпущено ни одного.
    Вышеприведенные бухгалтерские данные из ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись № 4, дело № 17.
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/249475731.jpg
остальные страницы.

    Интересен еще один документ – это Паспорт завода «Саркомбайн» на 1/I-39 года (ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись № 1, дело № 1). В этом документе приведены основные характеристики завода, самолета ХАИ-5, а в пояснительной записке приведено множество интересных фактов.
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/887310400.jpg
остальные страницы.

текст пояснительной записки к паспорту завода .

    Наступил 1939 год. Он был прожит очень интенсивно и в постоянных метаниях, освоениях и снятиях с освоения новых самолетов. Все это описано в Отчетном докладе директора о работе завода «САРКОМБАЙН» за 1939 г. (ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись № 5, дело № 167)
    «По предварительным цифрам, полученным от ПГУ НКАП в конце 1938 года первоначально программа на 1939 г. намечалась заводу по самолету ХАИ-5 (Р-10) в количестве 500 машин.
    Для выполнения этого плана завод в конце 1938 г. форсировал запуск деталей самолета ХАИ-5 (Р-10). В результате незавершенное производство по самолетокомплектам на 1.1.39 г. составило 38 условных машин.
    В конце января 1939 г. программа по самолету ХАИ-5 (Р-10) в связи с прекращением производства  была резко уменьшена и установлена в количестве 100 машин.    
    Одновременно, заводу было предложено вести подготовку производства новой машины ХАИ-52, программа по которой намечалась на 1939 г. в 50 машин по товарной сдаче.
    Однако, через 2-2,5 месяца машина ХАИ-52 была с подготовки снята и завод получил задание на подготовку к внедрению новой машины конструктора СУХОВА.
    Эта машина была также через 1,5-2 месяца снята и заменена машиной конструктора КОЧЕРЫГИНА.
    В августе 1939 г. подготовка производства по машине КОЧЕРЫГИНА была прекращена, т.к. заводу предложена новая машина конструктора ЯЦЕНКО.
    Таким образом, на протяжении 7-8 месяцев 1939 г. завод четыре раза получал задания на внедрение новых объектов, причем разрешение на запуск машины ЯЦЕНКО было получено от Наркома лишь в декабре 1939 г.»

Отчетный доклад директора о работе завода «САРКОМБАЙН» за 1939г. (ОГУ ГАНИСО фонд № 6729, опись № 5, дело № 167) , остальные страницы.

    В течении 1940 года на Саркомбайне шла подготовка производства самолета конструктора ЯЦЕНКО, получившего название И-28.
    Завод «Саркомбайн» получил другое наименование - завод № 292 НКАП СССР.
    Приказом Наркома № 227/к от 9.06.1940 г. директор завода Малахов Ф.С. был отозван на работу в Наркомат. Этим же приказом, директором завода № 292 НКАП СССР был назначен Левин Израиль Соломонович.
    Незадолго до смены директоров Комитет Обороны при СНК СССР выпустил Постановление № 2135 СС от 29.05.1940 г. «О постановке производства самолетов И-26 конструкции тов. Яковлева на заводе №  292 и снятии с производства самолетов И-28».
    С этого Постановления началось многолетнее, плодотворное сотрудничество завода № 292 НКАП СССР – Саратовского авиационного завода с генеральным конструктором А.С. Яковлевым и его ОКБ.
    Самолет И-26 получил в дальнейшем название истребитель Як-1, которых было выпущено с 1940 по 1944 г. в количестве 8668 самолетов.
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/210450449.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/295701864.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/379748243.jpg

    20.12.1940 г. вышло Постановление политбюро ЦК ВКП (б) по заводу № 292 НКАП СССР по производству самолета Як-1
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/845078727.jpg
https://museumsaz.ucoz.ru/_ph/31/480617457.jpg

    22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.

    Завод № 292 – Саратовский авиационный завод внес огромный вклад в великую Победу. Выпустил истребители Як-1, Як-3 более 13 тыс. шт., автоматы ППШ, другую продукцию. Завод был награжден за вклад в Победу орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. 28 раз заводу вручалось знамя ГКО, которое после войны было оставлено заводу на вечное хранение.
     Таким образом, в данной статье, с учетом фактических документов, было установлено, что Саратовский завод комбайнов, стал авиационным (самолетным) 3.12.1937 г. на основе приказа № 0259 НКОП СССР, перейдя к выпуску самолетов ХАИ-5 (Р-10).

    Выражаю благодарность за представленные архивные документы Госархиву РФ, ОГУ ГАНИСО.
Ссылка на документы из статьи.


    Примечание: В ходе изучения архивных документов, было обнаружено много ранее неизвестных фактов и документов о заводе. Часть документов из-за большого объема не удалось приложить в тексте статьи.

Категория: События | Добавил: ОС (21.01.2023)
Просмотров: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz