Меню сайта
Категории раздела
События [9]
Люди [1]
Поиск Ucoz

... Поиск Yandex или Google


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 см. также сайт САЗа
Главная » Статьи » События

... о том, как возвращали легендарный, именной самолет-истребитель Як-3 № 1712 на Родину.(Часть 2)

Часть 2. «Проданный» подарок.


    В 1991 г. ОКБ, оказавшись без бюджетного финансирования, начало самостоятельно изыскивать средства. Одним из проектов по предложению фирмы Амерусс (США) стала работа по созданию самолетов–реплик (летающих копий) Як–3 для продажи в авиационные музеи мира. Партнерами ОКБ по данному проекту стали: фирма Ганнел (Музей полета в Санта–Монике, штат Калифорния, США) и серийный авиазавод — НПО «Стрела» (Оренбург). Для привлечения покупателей, Як–3 отправили в Санта–Монику на временную бесплатную экспозицию сроком на 3 года или до момента поставки 20 реплик (что раньше наступит). Вывоз произведен согласно разрешению ТУ/62В от 31.07.91 г. Министерства внешних экономических связей СССР. (из разъяснений Гуртового А.И. - зам. генерального директора ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» ).    
    В 1994 году самолет не был возвращен из США в Россию.
________________

Як-3 зав. № 1712 в Музее полетов г. Санта-Моника, Калифорния, США
________________

   Узнав о факте передаче дарственного самолета-реликвии в США и не возврате его в срок по контракту, летчик-истребитель, Герой Советского Союза, почетный гражданин г. Никополя (Украина), г. Кельце (Польша), г. Волгограда и г. Саратова генерал-лейтенант Б.Н. Еремин стал обращаться в различные государственные и общественные организации за помощью о возврате своего боевого друга на Родину.
    Первые его обращения к помощнику президента по вопросам авиации маршалу Шапошникову Е.И. и в ОКБ им. А.С. Яковлева были безрезультатны.
    Были также обращения Совета Ветеранов Вооруженных сил Генеральному конструктору ОКБ им. А.С. Яковлева Дондукову А.Н. и депутату Государственной думы созыва 1996-1999 г.г. Бенову Г.М., а от него, соответственно, депутатский запрос Генеральному прокурору РФ, многочисленные публикации в прессе Б.Н. Еремин, в свою очередь, предпринимал всевозможные усилия по возвращению своего боевого товарища самолета-истребителя Як-3 из США.
    От имени ветеранов войны, родных Ф.П. Головатого и от себя лично Б.Н. Еремин обратился в октябре 2000 г. к начальнику Центрального музея Военно-Воздушных Сил полковнику А.В. Гончарову, а тот в свою очередь, к председателю Государственной думы Г.Н. Селезневу.
   Письмо Б.Н.Еремина начальнику Центрального музея ВВС РФ

http://www.monino.ru/index.sema?a=articles&pid=16&id=70

Начальнику Центрального музея
Военно-воздушных сил
полковнику А.В. Гончарову

Уважаемый Александр Владимирович!
    Узнал, что музей ВВС распоряжением Правительства Российской Федерации получил статус федерального государственного учреждения и стал самостоятельным юридическим лицом. Искренне рад этому событию. Передаю музею в дар для экспозиции фронтовые фотографии, газетные публикации о бое "7 против 25", сувениры, модели самолетов, мемуары и другие материалы. И впредь буду сотрудничать с музеем в плане пополнения его фондов личными вещами, фронтовыми воспоминаниями и другими документами представляющими историческую ценность.
    С болью в душе обращаюсь к Вам с волнующим меня вопросом, и надеюсь, что Центральный музей ВВС сможет решить проблему возвращения из США в Россию самолета Як-3 - фронтовой реликвии, который был подарен ВВС Ф.П. Головатым в годы Великой Отечественной войны.
    По данному вопросу я обращался в Совет ветеранов войны и Вооруженных Сил, к помощнику президента России по авиации и космонавтике маршалу Шапошникову Е.И. и др. инстанции, но положительных результатов эти обращения не принесли.
    Кратко об истории вопроса:
    В годы войны саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый, на свои личные сбережения приобрел самолет Як-1 и передал его воинам Сталинградского фронта. Решением военного совета фронта, летчиком для получения самолета и боевой работы на нем, был выделен командир 31 гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор Еремин Борис Николаевич. В конце 1942 года, на авиазаводе в Саратове я принял от Ф.П. Головатого самолет Як-1 и воевал на нем под Сталинградом Ростовом, в Донбассе, под Мелитополем и Никополем, в Крыму и под Севастополем. После освобождения Севастополя самолет Як-1 с дарственной надписью Ф.П.Головатого как выработавший ресурс эксплуатации, был отправлен в Саратов, где был установлен для обозрения на одной из площадей города, а затем в здании областного музея, как фронтовая реликвия.
    Самолет Як-1, с дарственной надписью: "Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатого", ныне установлен в павильоне музея Великой Победы в г. Саратове на Соколовой горе, открытие которого состоялось в день 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. По просьбе губернатора Саратовской области я присутствовал на открытии музея. (Фотографию прилагаю).
    В июне 1944 года Ф.П.Головатый, узнав, что его подарок отправлен в музей, обратился к И.В.Сталину с просьбой разрешить приобрести второй самолет и вручить его летчику Б.Еремину. Просьба Ф.П.Головатого была удовлетворена.
    В 1944 году на митинге в г. Саратове гв. подполковнику Еремину, был вручен Ф.П.Головатым "Второй самолет на окончательный разгром врага". Это был самолет новой модификации Як-3. Этот самолет воевал на различных фронтах под Львовом, в Польше, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и Германии.
    В августе 1945 года по распоряжению Главкома ВВС самолет Як-3 я перегнал в г. Москву для участия в воздушном параде победы. Однако парад не состоялся из-за погодных условий.
    На аэродроме Измайлово самолет Ла-7 И.Н. Кожедуба и Як-3 от Б.Н.Еремина были переданы по акту представителям музея авиации им.Фрунзе. Оба самолета как музейные реликвии до 1958 года экспонировались в данном музее .
    В связи с ремонтом помещения музея в 1958 году самолеты были перемещены во двор музея, а впоследствии самолет Ла-7 был передан в музей ВВС (Монино), где и экспонируется в настоящее время, а Як-3 забрало ОКБ А.С. Яковлева в свой музей, где он и находился до 1991 года.
    Следует заметить, что сам А.С. Яковлев и особенно его сын Сергей Александрович, который ведал музеем ОКБ, всячески пытались доказать, что Як-3 не является самолетом Головатого, и самолет интересен ОКБ лишь как очередная модификация и им безразлично кто приобретал Як-3. Самолет Як-3 находился в музее ОКБ на закрытой территории ОКБ и доступ к нему был ограничен.
    Ветераны ВВС, родственники Ф.П.Головатого обратились ко мне с просьбой помочь восстановить доброе имя патриота своей страны Ферапонта Головатого, дать отпор попыткам умолить значение фронтовой реликвии для воспитания молодежи.
    Специально созданная правительственная комиссия во главе с генералом Мироновым, при участии генерала Шварева, Героя РФ, с привлечением к работе комиссии механика Як-3 Зуева подтвердила, что находящийся в музее ОКБ самолет Як-3 является подлинным самолетом Ф.П. Головатого, на котором воевал Еремин.
    В ОКБ вынуждены были восстановить на самолете дарственную надпись, пригласить меня в ОКБ и сфотографировать рядом с самолетом (фото прилагаю), разрешить доступ к самолету.
    В 1995 году ОКБ выпустило альбом истории ОКБ Яковлева, в котором на стр. 165 признает, что в музее представлен Як-3 Головатого, на котором летал Герой Советского Союза Б.Н.Еремин. На стр.99 сказано, что в 1991 году ОКБ Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой "Ганнел" об отправке Як-3 Калифорнийский музей (США) сроком на 4 года, заключено было соглашение о поставке в США партии самолетов Як-3. На стр.44 альбома ОКБ описывается воздушный бой на Як-1 под руководством командира эскадрильи Б.Н.Еремина, этот бой известен как "7 против 25", "Воевать не числом, а умением".
    Создается впечатление, что ОКБ Яковлева признало, факт нахождения в музее самолета Головатого и боевой работы на нем летчика Еремина, даже описало воздушный бой проведенный летчиком Ереминым в марте 1942 г. на Як-1 и в тоже время передало по контракту самолет Головатого Як-3, который почти 9 лет находится в музее США.
    Я получаю письма от ветеранов ВВС, однополчан с просьбой вернуть фронтовую реликвию нашей Победы - самолет патриота Головатого Як-3 на Родину.
    Газета "Красная звезда от 13.03.92г. в статье "Символ Победы с аукциона" осудила действия ОКБ и встала на защиту фронтовой реликвии. Но безрезультатно.
    Уважаемый Александр Владимирович!
    Обращаюсь к Вам от имени ветеранов войны, родных Ф.П.Головатого и от себя лично с просьбой вернуть на Родину реликвию нашей Победы - подарок фронтовикам патриота Ф.П. Головатого.
    Надо поднять общественность, актив ветеранских организаций, чтобы вернуть Як-3 на подобающее ему место в музее нельзя допустить, чтобы фронтовая реликвия нашей Великой Победы становилась предметом торговли.
    Имя Ферапонта Головатого и его самолет стали неотъемлемой частью нашей истории и должны способствовать воспитанию патриотического сознания граждан страны, поэтому место этого самолета в Центральном музее Военно-воздушных сил.

С уважением
Герой Советского Союза
генерал-лейтенант авиации в отставке Б.Еремин
9.10.2000 г.»


    Многочисленные публикации в различных СМИ содержали главную мысль, что ОКБ им. А.С. Яковлева передав (продав) боевую реликвию в США и не вернув ее в Россию, совершил, по существу, поступок не красящий легендарное конструкторское бюро. Тем более, что Як-3 зав. № 1712 являлся единственным в России и вторым в мире сохранившимся оригинальным Як-3 времен Второй мировой войны. Летчики полка «Нормандия-Неман» свято хранят свой Як-3 в Музее полка в Ле Бурже (Франция), а прославленное ОКБ российскую реликвию «продала».
    ОКБ фактически отстранилось от этого процесса, давая информацию, унижающую Б.Н. Еремина и его боевого товарища самолет Як-3 зав. № 1712.
    Приводим статью их «Аэро-Космических новостей» в 1998 году. (http://www.dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=6HYPERLINK "http://www.dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=684"&HYPERLINK "http://www.dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=684"t=684)

 

«ЗАЛОЖНИК НИЩЕТЫ
    В АКН №6/1998 был опубликован редакционный материал «Дареное не дарят. И не продают», в котором шла речь о судьбе истребителя Як-3 из экспозиции музея ОКБ им. А.С.Яковлева.
    Этот самолет был жемчужиной коллекции музея, единственным экземпляром истребителя данного типа, сохранившемся на территории бывшего СССР (и одним из двух в мире - второй хранится в Musee De L'air в Париже). Но уже около семи лет от находится на территории США, в музее авиации города Санта-Моника.
    Как он там оказался, не был ли он продан втихаря (как были проданы шустрыми делягами-генералами Ла-11 из Монино, Bf109G и P-40E Kittyhawk из коллекции Музея авиации Северного флота) или обменян на ширпотреб? Мы сознательно выбрали эзопов язык публикации, так как не имели всей информации от владельцев «Яка».
    Недавно нам поступило официальное письмо из ОКБ им. Яковлева за подписью вице-президента ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева» Аркадия Гуртового:

    
Издателю «Аэрокосмических новостей»

    Сообщаю о самолете Як-3 - экспонате музея ОКБ имени А.С. Яковлева
    Самолет Як-3, заводской № 1376, ОКБ получило в октябре 1958 г. от Центрального Дома авиации в разукомплектованном виде, без оружия, шасси, приборов и с большими повреждениями. В течение года ОКБ производило восстановление самолета до состояния музейного экспоната.
    По требованию Б.Н. Еремина, поддержанному ЦК КПСС, на Як-3 была сымитирована надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!», хотя в действительности это был не самолет № 1712, который подарил Головатый и на котором летал Еремин (формуляр с его подписью хранится в Доме авиации).
    В 1991 г. ОКБ, оказавшись без бюджетного финансирования, начало самостоятельно изыскивать средства. Одним из проектов по предложению фирмы Амерусс (США) стала работа по созданию самолетов-реплик (летающих копий) Як-3 для продажи в авиационные музеи мира. Партнерами ОКБ по данному проекту стали: фирма Ганнел (Музей полета в Санта-Монике, штат Калифорния, США) и серийный авиазавод - НПО «Стрела» (Оренбург).
Для привлечения покупателей, Як-3 отправили в Санта-Монику на временную бесплатную экспозицию сроком на 3 года или до момента поставки 20 реплик (что раньше наступит). Вывоз произведен согласно разрешению ТУ/62В от 31.07.91 г. Министерства внешних экономических связей СССР.
    Начиная с 1994 г. программа постройки и продаж реплик стала выполняться с нарушением первоначальных договоренностей, как руководством НПО «Стрела», так и фирмой Ганнел. Несмотря на все протесты ОКБ, вплоть до обращения к начальнику ГУ Госкомоборонпрома, НПО продолжало прямые контакты для поставки самолетов американской стороне без участия ОКБ. Остались без ответа и неоднократные требования ОКБ к фирме Ганнел о возврате Як-3 в Россию (многочисленные факсы, командировка в Санта-Монику, письмо от 30.08.95.).
    Мы вынуждены были подключить несколько адвокатских фирм США, но сложное финансовое положение ОКБ не позволяет выделить достаточно валюты для оплаты работы юристов. Однако мы продолжаем изыскивать дополнительные возможности с тем, чтобы вернуть самолет. А пока американская фирма Ганнел незаконно удерживает российскую собственность.

Вице-президент А.И. Гуртовой
18.08.98.

Уважаемые читатели!
    Мы оставляем без комментариев письмо А. Гуртового. Хотим лишь сказать, что речь идет о судьбе одного из наиболее ярких материальных символов нашей победы над фашизмом, нашего технического превосходства над основным истребителем Люфтваффе - Мессершмиттом Bf109. Речь идет о судьбе одного из лучших истребителей второй мировой войны Як-3! Мы обращаемся ко всем, в чьих силах помочь вернуть в Россию этот самолет. Помогите ОКБ! Помогите оплатить услуги адвокатов и доставку «Яка» в Москву!

Контактные телефоны:
ОАО «ОКБ имени А.С. Яковлева»:                             (7-095) 158 37 67      
Редакция бюллетеня АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ»:        (7-095) 158 26 64      
Более благородного дела для спонсоров и меценатов трудно представить!».
    
Нам, в отличие от редакции, все-таки хочется прокомментировать письмо А.Гуртового, который сообщает в нем, что оказывается, в США был отправлен Як-3 зав. № 1376 и то, что этот самолет не был самолетом Ф.П. Головатого и Б.Н. Еремина.
    Возможно, господин А.Гуртовой не знаком  приемо-сдаточным актом от 8.10.1958 года, по которому Як-3 был передан от ЦД авиации и ПВО им. М.В. Фрунзе в завод № 115 по договоренности с А.С. Яковлевым. Правда, дальнейшие события показали, что А. Гуртовой этот «приемо-сдаточный акт» видел и даже направил его Минкультуры РФ. Видимо, цель А. Гуртового была нивелировать значимость самолета  отправленного в США и представить в негативном свете Героя Советского Союза Б.Н. Еремина, бившегося за возвращение своего самолета из США. Однако, приемо-сдаточный акт и данные формуляра самолета Як-3 зав. № 1712 подтверждают, что это именно тот самый самолет Як-3 зав. № 1712 и именно он был отправлен в США. Так № 1376 является не заводским номером самолета Як-3, а его инвентарным номером, под которым он числился на балансе Музея ЦДАиК им. М.В. Фрунзе, а мотор типа № ВК-105пф № 522-457 согласно записи в формуляре самолета Як-3 зав. № 1712 был установлен на него 6.08.1945 года перед несостоявшимся Воздушным Парадом Победы.
    В 2005 году Герой Советского Союза генерал-лейтенант Еремин Б.Н. умер, так и не дождавшись возвращения в Россию своего боевого друга самолета-истребителя Як-3 № 1712 из США.    
    Дело Б.Н. Еремина, после его смерти, по возвращению легендарного Як-3 зав. № 1712 продолжил  генерал — Юрий Леонидович Фотинов.
    11.04.2005 г. в «Новой газете» вышла большая статья  Алексея ПОЛИКОВСКОГО «ИСТРЕБИТЕЛИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Последний «ястребок» Як-3 был продан неизвестными в Санта-Монику (США)». Вот выдержка из этой статьи:
    «...Герою Советского Союза Еремину уже было ясно, что все уклончивые слова, которые ему говорили в ОКБ Яковлева, не значат ровным счетом ничего. Он уже понимал, что самолет — последний Як-3 отечественных ВВС — просто продали в Америку. Кто именно продал, где договор, кому пришла в голову мысль сделать бизнес, продав военную реликвию, — летчик не знал. И я сейчас не знаю. ОКБ Яковлева за все эти годы ни разу толком не объяснилось ни с летчиком Ереминым, ни с ветеранами войны, которые многократно звонили в музей на Поклонной горе с вопросами о самолете. Исчезновение самолета и по сей день покрыто тайной. И молчанием.
Как расшифровать это глухое молчание? Скорее всего, люди, продавшие самолет, уверены в том, что сумеют промолчать столь долго, что голоса задающих вопросы умолкнут сами собой. И действительно, как отставной генерал в возрасте 90 лет может пробивать бюрократические стены, добиваясь того, чтобы ему показали договор, по которому отдали в Америку его боевой «Як»? У Бориса Еремина в начале двухтысячных годов для этого уже не было ни сил, ни возможностей.
Тогда все хлопоты по прояснению ситуации принял на себя друг Еремина, другой авиационный генерал — Юрий Леонидович Фотинов.
    В его кабинете в здании Российского комитета ветеранов войны на стене висят портреты Ленина и Лермонтова, на столе под стеклом лежит большая цветная фотография, на которой Як-3 изображен в полете. О Яке-3 мы и говорим. «Я его оцениваю высоко. Это великолепный самолет»... «Он как балерина в воздухе, посмотрите на него! Красавец!»
    «ОКБ поступило по-свински, уж если на то пошло. Этот самолет не принадлежит ОКБ Яковлева. Он был подарен Военно-воздушным силам. Ферапонт Головатый деньги заплатил за него. ОКБ Яковлева никаких правовых отношений к этому самолету не имеет. Они украли его. Пусть не позорят доброе имя конструкторского бюро. Пусть покажут документы, по которым заключена сделка. Покажите документы, обращенные к американской стороне, где вы требуете возврата самолета!»
    Я хочу знать: кому пришло в голову продать последний Як-3 наших ВВС в Америку? Я бы хотел поговорить с этим человеком, выслушать его. Я понимаю: время было такое, когда соблазн самой дикой купли-продажи охватывал страну. В начале девяностых дела у ОКБ Яковлева шли не очень хорошо. Могли подумать: что там какой-то древний истребитель, когда из страны вывозят ракетные установки, авианесущие крейсеры и эшелоны танков? Кто заметит? И «толкнули» истребитель, как «толкают» на рынке китайскую кастрюлю или турецкую кожаную куртку…
       Есть вещи, которые для нации дороже денег. Человек, который предложит американцам продать самолет, на котором Чарльз Линдберг пересек океан, будет немедленно признан предателем или сумасшедшим. Может ли Англия продать подзорную трубу адмирала Нельсона, может ли Франция продать шпагу д,Артаньяна? Тогда это будут не Англия и не Франция, а что-то совсем другое.
...этот истребитель — Як-3, заводский номер 1712, помнящий ладони летчика Бориса Еремина на ручке управления и секторе газа и враждебный рев «Мессершмитов», хищно вываливающихся из-за облаков, — мог рассчитывать на то, что торговать им не будут. Но он ошибся».

часть 3

Категория: События | Добавил: ОС (02.04.2017)
Просмотров: 47 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz