«Наша обязанность,
чтобы ничего не забывалось,
чтобы люди и в нашей стране, и за рубежом
помнили об этой трагедии, мужестве и героизме
Советского народа»
Президент РФ В.В. Путин
Часть 1. На службе Родине.
29 мая 1944 года в г. Саратове на аэродроме завода № 292 (впоследствии Саратовском авиационном заводе) состоялась передача истребителя Як-3 зав. № 1712, приобретенного за 100 тыс. руб. на собственные сбережения саратовским колхозником Ферапонтом Петровичем Головатым, командиру 31-го гвардейского истребительного авиационного полка подполковнику Борису Николаевичу Еремину с надписью на фюзеляже «От Ферапонта Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага». Это был 2-й самолет, который Ф.П. Головатый приобрел на заводе № 292 в г. Саратове и подарил своему земляку летчику-истребителю Б.Н. Еремину.
_________________
Ф.П. Головатый и Б.Н. Еремин у именного Як-3 зав. № 1712 ( май 1944 года. )
______________________
Первым был самолет Як-1Б (зав. № 08110), изготовленный нашим заводом 14.12.1942 года, принятый военным представителем 15.12.1942 года, в тот же день оплаченный и переданный тому же летчику Б.Н. Еремину с надписью на фюзеляже «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого».
Этот патриотический почин рядового гражданина нашей родины был подхвачен тысячами, как отдельных граждан-дарителей, так и трудовых коллективов предприятий организаций, научных учреждений, работников искусств.
Только на средства жителей Саратовской области на заводе № 292 в годы Великой Отечественной войны было построено 1520 самолетов Як-1 и Як-3.
У первого Як-1Б судьба сложилась хорошая. На нем Еремин Б.Н, лично сбил 8 самолетов фашистов и в 1944 г. (после выработки ресурса) истребитель по просьбе руководства Саратовской области был отправлен с фронта для экспозиции в областном музее краеведения в качестве музейного экспоната. В настоящее время самолет Як-1Б зав. № 81110 (единственный в мире оригинальный экземпляр, сохранившийся со времен Великой Отечественной войны) находится в Музее Боевой Славы в Парке Победы г. Саратова.
________________
Б.Н. Еремин на Як-1Б № 81110
в Музее боевой славы в г.Саратове
___________________
На истребителе Як-3 зав. № 1712 Б.Н. Еремин лично сбил еще 6 фашистских самолетов. Этот самолет воевал на различных фронтах под Львовом, в Польше, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и Германии. Последний бой он провел в небе Будапешта в мае 1945 года.
___________________________
Перед вылетом в Москву на Парад Победы. Б.Н. Еремин и его механик Зуев в августе 1945
_______________________
В августе 1945 года, по распоряжению Главкома ВВС, Еремин Б.Н. перегнал самолет Як-3 в г. Москву для участия в воздушном параде Победы. Однако парад не состоялся из-за погодных условий.
__________________________________________________________
Ф.П. Головатый и Б.Н. Еремин в г. Москве
_______________________________________
На аэродроме Измайлово в мае 1947 года Б.Н. Еремин передал самолет Як-3 зав. № 1712 по акту в качестве музейного экспоната в Центральный Дом Авиации и ПВХО им. М.В. Фрунзе.
24.05.47 г. в формуляре самолета сделана запись:
«Самолет списан инспекторским свидетельством и передан Ц.Д.Авиации и ПВХО, как историческая ценность. К-н атс Наумченко». (Фонд № 20 инв. 22, д.5 Центрального Дома Авиации и космонавтики им. М.В.Фрунзе). В музее Ц.Д.Авиации и ПВХО самолет Як-3 зав. № 1712 был включен в «Опись...» под инвентарным номером 1376.
8.10.1958 г. представитель Центрального Дома Авиации и ПВХО им. М.В.Фрунзе на основании договоренности с генеральным конструктором А.С. Яковлевым передал по акту самолет Як-3 зав. № 1712 (инв. № 1376) представителям завода № 115 (впоследствии ММЗ «Скорость»- п/я М-5050, ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева»). Самолет Як-3 зав.№ 1712 был укомплектован мотором ВК-105пф № 522-457, что соответствует записи в формуляре самолета «замена мотора 412-190 на 522-457 произведенная 6.8.45 г.». В п.5 Акта указано, что у самолета не хватает спец установок, отдельных мелких агрегатов и приборов. Самолета был отреставрирован заводом № 115 и выставлен в его Музее.
_________________________
АКТ приема-передачи Як-3 зав. № 1712 (инв. № 1376)
_______________________________________________
Отношения руководства ОКБ к Еремину Б.Н. и его самолёту оставляли желать лучшего. Привожу выдержку из письма Б.Н.Еремина в 2000 г., в котором он описывает отношение к нему и его самолету со стороны руководства ОКБ:
«Следует заметить, что сам А.С. Яковлев и особенно его сын Сергей Александрович, который ведал музеем ОКБ, всячески пытались доказать, что Як-3 не является самолетом Головатого, и самолет интересен ОКБ лишь как очередная модификация и им безразлично кто приобретал Як-3. Самолет Як-3 находился в музее ОКБ на закрытой территории ОКБ и доступ к нему был ограничен.
Ветераны ВВС, родственники Ф.П. Головатого обратились ко мне с просьбой помочь восстановить доброе имя патриота своей страны Ферапонта Головатого, дать отпор попыткам умолить значение фронтовой реликвии для воспитания молодежи.
Специально созданная правительственная комиссия во главе с генералом Мироновым, при участии генерала Шварева, Героя РФ, с привлечением к работе комиссии механика Як-3 Зуева подтвердила, что находящийся в музее ОКБ самолет Як-3 является подлинным самолетом Ф.П. Головатого, на котором воевал Еремин.
В ОКБ вынуждены были восстановить на самолете дарственную надпись, пригласить меня в ОКБ и сфотографировать рядом с самолетом (фото прилагаю), разрешить доступ к самолету».
___________________
Б.Н. Еремин и Як-3 зав. № 1712 в Музее ОКБ им. А.С. Яковлева
____________________
часть 2
|